Адвайтов Тимофей : другие произведения.

О воде и банальности истин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    комментарий к стишку "от двух до пяти 2"


   *****
   Время - палач, время - лекарь,
   И снова палач.
   Чем же пожертвовать:
   Памятью? Формой?
  -- Стать, как вода.
  
  
   (из "От двух до пяти 2")
  
  
   " ...есть, на мой взгляд, проблема с формой  выражения мысли. Концовка в нем получилась слишком узнаваемой и заезженной. Катулл еще писал:
  
  "... в воздухе и на воде быстротекущей пиши!"
  
  с одной стороны, с другой из воды все выходит и рождается и т.д.
  Подобная концовка не оправдывает "общих мест" начала стиха.
  Получается, что стих говорит: "Есть серьезная проблема!", но говорит
  об этом как прейскурант на похоронные услуги. Не получилось того
  сдвига точки зрения, того откровения, к которому вы, возможно, стремились."
  
   (из комментариев)
  
  
   Может ли вербальное выражение истины быть не узнаваемым и не заезженным?
   Разве не банально звучат слова Христа "Да возлюбите друг друга" или слова Будды "Будьте внимательны"? А между тем они выражают самую суть оставленных учений.
   Эти истины не кажутся банальными и заезженными только человеку, внутренне пережившему их, открывшему их смысл лично. Для него они сияют, как солнце.
   Поэтому так важен контекст.
   Я привёл канонические примеры не для сравнения со своим стишком, а как наглядное подтверждение принципа: "истина проста".
  
   Теперь о первых четырёх строчках, представляющих контекст, проблему и дорожку к концовке. Сдвиг, откровение может получиться только у того, кто пройдёт, вслед за автором, эти шаги.
  
   Время забирает наших близких.
   Затем, постепенно поедая память, оно облегчает боль. Если пожертвовать памятью, страдание прекратится.
   Когда время убивает нас, оно пожирает форму, что также приносит мучения.
   То, что после этого происходит с памятью, относится к категории сугубо личного опыта, поэтому утверждать что-либо однозначно нельзя.
   Это действительно "общие места" для всех нас, места безысходности и страдания, в которые мы неизбежно попадаем, и не в теории, а в жизни.
   Но форма - это не только тело. Можно сказать, что некую форму образует и наша личность, состоящая из убеждений, привязанностей, привычек, короче - отношения к внешнему миру. Если отдать в жертву эту форму, оставив себе память, страдание также прекратится.
   Неужели придётся пожертвовать одним их двух?
   Или обеими сразу?
   Никоим образом наш разум и сердце не хотят этого.
  
   Имеет ли вода память? Вообще-то нет, но когда она несёт аромат источника или цвет ила, можно сказать, что вода имеет память. Принадлежит ли ей эта память? Нет, поскольку она принадлежит источнику.
   Имеет ли вода форму? Когда её наливают в сосуд, вода временно принимает форму сосуда. Принадлежит ли ей эта форма? Опять же нет.
  
   Что значит: "стать, как вода"? - Необратимо осознать себя таким же бескачественным, бесформенным и текучим и понять, что форма и память - лишь внешние временные украшения. Тогда не надо будет ничем жертвовать. Наоборот - всегда это помнить. И время ничего не сможет с нами сделать, ведь оно также течёт вместе с нами, оно имеет ту же природу.
  
   Так через переживание личного страдания, совсем с другой стороны мы подошли к тому, о чём говорил Гераклит, и вслед за ним Борхес:
  
   "Мы - время. Мы - живое воплощенье
   Той Гераклитовой старинной фразы,
   Мы - капли, а не твёрдые алмазы.
   Мы - влага не затона, а теченья."
  
   А что для нас та субстанция, которую символизирует вода? Что же ещё, как не "я", сам субъект в мире объектов? То "я", которое чем больше присваивает себе свойств, тем больше страдает; которое реально способно сойти на минимум, оставшись лишь как опора для дихотомии.
   И когда мы созреем до того, что не будем нуждаться в опоре на это "я", мы будем готовы сделать следующий шаг - осознать, что никакая "субстанция" нам не нужна, что мы - само сияющее сознание. Тогда мы подойдём к безличностному переживанию - переживанию пустоты.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"