На протяжении истории иудаизма было много тех, кто выдавал себя за иудейского Мессию. Можно ли это утверждение отнести и к Иисусу, основоположнику современного Христианства? Является ли Иисус эсхотологическим Мессией, которого ожидали евреи? Или же истинному Мессии, согласно иудейскому учению, еще надлежит придти? Как известно, евреи до настоящего времени не теряют надежду на скорое, единственное в своем роде, явление Божьего Посланника. Христиане, с другой стороны, целиком и полностью убеждены, что ожидать нужно Мессию в Его втором пришествии, так как первое произошло около двух тысяч лет назад.
Данная статья направлена на то, чтобы предоставить краткий и объективный ответ на поставленные вопросы, а так же на разрешение существующего противоречия между двумя мировыми религиями. Рассуждение будет ограничено текстами еврейской Библии, которые формировали представления иудеев о Мессии. С целью занять объективную и непредвзятую позицию по отношению к поднятым вопросам, автор статьи рассматривает как первоисточник только тексты еврейской Библии (так же - христианского Ветхого Завета), которые представляют доктринальное основание как для иудаизма, так и для христианства. Ни иудейские апокрифы, ни толкования подобную роль в данной работе не выполняют. Выбранный подход позволит читателю оказаться на месте иудеев, живших во время появления Христа, а так же решить для себя соответствуют ли личность и действия Иисуса образу Мессии, представленному в еврейской Библии.
Прежде чем обратиться к текстам, следует обратить внимание на термин, используемый в еврейской Библии, так как именно он является центром настоящего исследования. В еврейской Библии употребляется слово машиах, буквально означающее "помазанник". Соответствующий ему арамейский эквивалент мешиха был транслитерирован в греческий язык в форме "Мессиас" (см. Ин. 1:41, 4:25) или переведен как, всем знакомый, "Христос". Само слово Мессия в еврейской Библии встречается 130 раз. За исключением 4 эпизодов, Мессия всегда относится к ритуальному служению, связанному с иноагурацией или посвящением посредством помазания (излияния специально приготовленного масла на голову). Мессией был назван каждый, кто проходил через подобный обряд (ср. Исх. 29:7, 3 Цар. 1:39, 4 Цар. 9:3; 1 Цар. 26:11; 2 цар 23:1, Ис 45:1, Пс 20:6; первосвященник - Лев 4:3,5,16; пророки Исх 40:13-15; 1 Цар 10:1; 16:13; патриархи Пс 104:15; цари 1 Цар 24:7 и притом даже и из других народов Кир Ис 45.1). Хотя идея об эсхатологическом Мессии проходит сквозь все еврейское Писание, первый кто дает более детальную картину будущего "идеального Царя" был пророк Исая (см. 9:1-6; 11:1-10; 32:1-5). Затем Иезекиль и Иеремия.
Кто же Он, иудейский Мессия, и какие признаки его прихода? Какова его деятельность? Чем характерна мессанская эпоха? - Вопросы, ответы на которые дает последующее рассмотрение.
Иудейский мессия
Признаки, характеризующие личность, роль и эпоху Мессии, в текстах иудейских Библейских пророков представлены в предполагаемом порядке очередности и важности.
1. Явление предтечи
Согласно библейскому описанию приход Мессии должен предварять Илия. Текст книги Малахии предвещает это словами: "Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием" (Мал. 4:5-6).
С точки зрения Иисуса, а позднее и его последователей, Илией был Иоанн Креститель (Мф. 11:14; 17:10-13). Хотя Иисус стремился доказать свой довод весьма настойчиво (см. Мф. 11:12-14), подобный взгляд вызывает очевидные сомнения. Сам Иоанн утверждает, что он не Илия (Ин. 1:21). Навряд ли Креститель мог выполнять функцию мессианского предтечи, считая, что он таковым не является. Данный факт подтверждается и словами Иоанна, выражающие его сомнения в мессианстве Иисуса: "Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?" (Мф. 11:3).
Евангелист Лука пытается объяснить данную проблему, назвав появление Крестителя, приходом "в духе Илии" (Лк. 1:17). Новозаветный автор, однако, объяснением не решил очевидного противоречия. Во-первых, пророк Малахия говорит о приходе самого Илии, а не его духа. Разница между "личностью" человека и "его духом" в древнееврейском прошлом была слишком существенной для того, чтобы назвать их одним и тем же, или, как в данном контексте пророчества, одно исполнением другого. Достаточно будет обратить внимание на то, что для евреев говорить о "духе" человека означало говорить не о его/её психосоматической целостности, самосознании, или же "я" - концепции, как о личности, но, скорее, подчеркивать его/её характер, манеры, колорит, расположенность или склонность (см. Вт. 6:4; Ис. 19:3). Даже, если предположить, что Малахия говорил о приходе человека "в духе" Илии, по прежнему будет невозможно провести достаточно параллелей между характером служений двух исторических персонажей, необходимых для обоснования утверждения Луки (1:17).
Во-вторых, когда у Иоанна Крестителя спросили он ли Илия, он не только не утверждал, что пришел "в духе Илии", он даже не указал, и как кажется, не предполагал наличие какой-либо ассоциации себя с Илиёй. В-третьих, пророчество Малахии говорит, так же и о функции предтечи, а именно то, что Илия "обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их" (4:5-6). Нет ни одного намека на то, что это было хотя бы как-то осуществлено Иоанном Крестителем. Последнее, так же как и в предыдущем пункте, нет ни малейшего описания наступления "дня Господня, великого и страшного. ... чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием" (4:5, 6), которому должен был непосредственно, без какого-либо временного перерыва, предшествовать приход Илии.
На основании представленного анализа можно сделать вывод, что образ Иисуса как Христа сомнителен, из-за несостоятельности представления Иоанна Крестителя предтечей Мессии.
2. Происхождение Мессии
Для евреев один из ключевых признаков истинного Мессии является его особое происхождение. Идеальный Царь должен быть из колена Иуды (Быт. 49:10; Мих. 5:2), и по линии Иессея (Ис. 11:1, 10) он должен быть прямым потомком царя Давида (1 Лет. 17:11; Пс. 89:29-38; 4 Цар. 7:12-16; Иер. 23:5, 4 Цар. 7:12-16 и Пс. 132:11) и Царя Соломона (1 Лет 22:10; 2 Лет 7:18).
Если верить христианскому представлению генeaлогии Иисуса, то он никак не мог удовлетворить вышеперечисленных требований. Во-первых, христианский Новый Завет бескомпромиссно делает ударение на непорочное зачатие Иисуса, что, соответственно, исключает существование физического отца Иисуса. Еврейская Библия ясно утверждает, что родословная, а так же принадлежность к тому или иному роду передается только через биологического отца, или, говоря библейским языком, отца "во плоти" (см. Чис. 1:18; Иер. 33:17; Езд. 2:59). Нет никакого библейского основания или даже примера того, что отец может передавать свою родословную посредством факта "усыновления", что можно было бы предположить в случае Иосифа. Это первое, почему Иисус не может быть признан потомком Давида и Соломона и, соответственно, Мессией.
Во-вторых, родословная Иосифа включает в себя Иехонию (Мф. 1:12), таким образом, сразу подводя Иисуса под проклятие "никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее" (Иер. 22:30; ср. 36:30). Пророчество, такого рода, не оставляет никаких сомнений в невозможности появления Мессии из рода Иехонии. Для того чтобы ответить на очевидную проблему многие христианские апологеты утверждают, что Иисус восходит к Давиду по линии матери так, как это показано в третий главе Луки. Однако и здесь присутствуют некоторые проблемы. Для начала стоит отметить, что нет ничего, что указывало бы на происхождение Марии от Давида. Третья глава евангелия от Луки представляет генeaлогию Иосифа, никак не Марии, - "Иисус ... был, как думали, Сын Иосифов, Илиев..." (ст. 23). Даже если предположить, что генеалогия может передаваться по линии матери (в против. Чис. 1:18; Езд. 2:59), и что родословная, представленная в евангелии от Луки, именно это и описывает, это никак не доказывает Мессианство Иисуса. Необходимо отметить, что Лука включает в свой список Зарававеля, который так же является потомком Иехонии (см. ст. 27).
Более того, согласно библейским текстам Мессия должен быть потомком Давида через сына своего Соломона (4 Цар. 7:14; I Пар. 17:11-14, 22:9-10, 28:4-6), тогда как третья глава евангелия от Луки ведет родословную через сына Давида Натана, не Соломона (см. ст. 3:31). Все это приводит к однозначному выводу о неправомочности христианской позиции в утверждении мессианства Иисуса.
3. Мессия должен собрать всех иудеев в израильскую землю
Целый ряд текстов еврейской Библии указывает на то, что сбор и возвращение евреев в свою землю Мессией является одной из его основных ролей и цели прихода. Так как все цитаты очевидны и говорят сами за себя, представленные ниже наиболее ключевые тексты оставляются автором без комментариев.
Ис. 43:3-6 "Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; ... от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. Северу скажу: "отдай"; и югу: "не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли"
Ис. 27:12 "Господь потрясет все от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому"
Ис. 11:12 "соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли"
Вт 30:3-4 "тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой. Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя"
Ам. 9:11-15 "В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую. ... И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них"
Иер. 23:7-8 "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 6 Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; ... "жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их", и будут жить на земле своей"
Иез. 39:25, 27-29 "Посему так говорит Господь Бог: ныне возвращу плен Иакова, и помилую весь дом Израиля, и возревную по святом имени Моем. ... когда Я возвращу их из народов, и соберу их из земель врагов их, и явлю в них святость Мою пред глазами многих народов. И узнают, что Я Господь Бог их, когда, рассеяв их между народами, опять соберу их в землю их и не оставлю уже там ни одного из них"
Единственное, на что стоит уделить особое внимание это безусловность данного обетования. Возвращение и восстановления Израиля, согласно пророчествам еврейской Библии произойдет даже, если евреи того не захотят (см. Иез. 20:32-37, 40-42; 36:22-25). Исполнил ли Иисус данное пророчество? Ответ - нет. В случае с Иисусом все произошло наоборот. Сын плотника родился, когда евреи ещё были в своей земле. Их изгнание произошло незадолго после смерти Иисуса, примерно в 70 г. н.э. сразу после разрушения Иерусалима. С того времени иудеи не только не были собранны, но и рассеянны в течение 1900 лет. За этот период они пережили множество лишений и гонений нередко от самих последователей Иисуса.
4. Мессия должен был восстановить храм в Иерусалиме
Недвусмысленное пророчество о восстановлении Мессией святилища "навеки" находится в книге пророка Иезекииля: "И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки" (37:26-28; так же Мих. 4:1). В контексте данного признака Мессианства, можно заметить, что Иисус не только не восстановил святилище, которое на то время ещё было на своем месте, но и не упрочил его "навеки", так как примерно через сорок лет после его смерти храм был полностью разрушен Римлянами.
5. Мессия должен будет привести к всеобщему осознанию, признанию и поклонению Богу
Последующие цитаты ясно иллюстрируют эсхатологическую картину мессианской эпохи.
Ис. 11:9 "Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа"
Ис 40:5-6 "Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; ... дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня"
Зах. 14:9 "И Господь будет Царем над всею землею"
Ис. 2:2-3 "И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (ср. Мих. 4:1-2).
Зах 9:16 И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ Свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его.
Ис 11:9 "Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море".
К сожалению, нет ни малейших свидетельств того, что при жизни Иисуса происходило хотя бы подобие "всеобщего богопознания".
6. Приход Мессии знаменует собой конец всякого зла и греха и наступление мира
С Мессией заканчивается эпоха проявления всякой нечистоты и беззакония. Последующие цитаты являются этому яркой иллюстрацией.
Ис. 60:21 "И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему"
Иер. 50:20 "В те дни и в то время, говорит Господь, будут искать неправды Израилевой, и не будет ее, и грехов Иуды, и не найдется их; ибо прощу тех, которых оставлю [в живых]"
Иез. 37:23 "И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом"
Соф. 3:13 "... не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их"
Зах. 13:2 "И будет в тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли"
Ис. 2:4 "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать"
Зах 9:10 "Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли.
Данное отношение среди людей так же найдет свое отражение и среди животного мира"
Подобное, можно сказать, миролюбивое отношение среди людей найдет свое отражение и среди животного мира: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис. 11:6; 65:25).
Было ли это осуществлено при жизни Иисуса? - Вопрос риторический. Какие-либо рассуждения, доказывающие совместимость личности Иисуса и образа Мессии становятся все более не необходимыми. Еще один раздел приводится ниже. Автор оставляет его без каких-либо комментариев.
7. Приход Мессия ознаменован наступлением полного духовного и физического благоденствия
A. Люди будут переживать исцеления
Ис. 35:4-6 "Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи - потоки"
B. Смерть потеряет силу
Ис 25:8 "Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь"
Ис. 26:19 "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов."
Иез 37:12-14 "Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь"
C. Земля будет как никогда плодородна
Ис. 51:3 "Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение"
Иез. 36:29-30 "И освобожу вас от всех нечистот ваших, и призову хлеб, и умножу его, и не дам вам терпеть голода"
Ам. 9:13 "Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград - сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них"
Заключение
Ничего из того, что характеризует личность, деятельность и эпоху Мессии не произошло ни при жизни Иисуса, ни после его смерти. Напротив его последователи продолжают делиться на множество течений, которые часто не только не признают, но и враждуют друг с другом.
Стоит обратить внимание на то, какие принципы используют христианские богословы в истолковании древних пророчеств. Основная ошибка состоит в умышленной непоследовательности. Писание истолковывается не от прошлого к настоящему или будущему, в соответствии с хронологией событий, напротив, от настоящего к прошлому. Таким образом, они стараются дать объяснение в свете исполнившихся событий, стараясь найти какие-то параллели или "прообразы". Именно этим выявляется несостоятельность подобных рассуждений.
Предположение, что Иисус исполнит мессианские пророчества, когда вернется во втором приходе, не делает его первое пришествие достоверным. Еврейская Библия не говорит о возвращении Мессии после его первоначального появления. Напротив, она говорит о единственном его приходе (см. выше). Идея о страдающем и умирающем Мессии чужда иудейской эсхатологии. Даже Павел, один из основоположников христианства, признает, что приход и смерть Иисуса является "тайной" (см. Еф. 3:4), то есть нераскрытым ранее "откровением".
Вопрос принципиален, если от начала было одно пришествие, а после его осуществления узнается, что должно быть и второе, то где гарантия, что после второго пришествия человечество не узнает и о третьем пришествии, и о четвертом и о пятом? Если откровение настолько изменчиво, то стоит ли ему доверять? Или, все-таки богословам время дать другое объяснение.
Стоит ли держаться за кажущиеся абсолютизм, непреложность и безошибочность, тогда как красота любой религии или мировоззрения в простой вере. Говоря о границах аргумента, человек его только усиливает. Говоря о своих границах в сфере аутентичности, христианство не только усиливает свои позиции, но и выполняет нравственный закон, который она так отстаивает - честность.
Библиография (для дальнейшего анализа):
Julius Greenstone: The Messianic Idea in Jewish History: Westport: Greenwood: 1972;
Harris Lenowitz: Jewish Messiahs: From the Gallilee to Crown Heights: New York: Oxford University Press: 1998;
Yehuda Liebes: Studies in Jewish Myth and Messianism: Albany: State University of New York Press: 1993;
Jacob Neusner, William Scott Green and Ernest Francks (ed) Judaisms and Their Messiahs at the Turn of the Christian Era: New York: Cambridge University Press: 1987;
Raphael Patai: Messiah Texts: Detroit: Wayne State University Press: 1979: ISBN 0-8143-1652-2
Also: New York: Avon: 1979;
Jacob Schochet: Mashiach: The Principle of Mashiach in the Messianic Era in Jewish Law and Tradition: New York: SIE: 1992;
Gershom Scholem: The Messianic Idea in Judaism: New York: Schocken Books: 1995.