Напечатано в газете "Земляки, 43, декабрь 1998 года
ШУМЯТ ЕВРЕИ НА ГАЗЕТНОМ БАЗАРЕ
"О чем говорят целый день на базаре, о чем не стихает молва...."
(из старой песни)
Что за событие, о котором пишут газеты России, Америки, Израиля? Вышел третий - завершающий том Российской Еврейской Энциклопедии - раздел персоналии. Пишущая братия при деле, есть повод "о чем сказать". В частности газета "Новое русское слово" опубликовала статью И. Аксельрода "Признавайся - ты еврей. Попадешь в музей" О чем речь в этой публикации? "Полемика" с автором статьи в газете "Еврейский мир" М.Штейнбергом, в которой сказаны добрые слова в адрес РЕЭ. Раз один похвалил, другой должен сделать наоборот : в бочку меда- ложку дегтя. Что и сделал господин Аксельрод. Его статья посвящена интервью зам.главного редактора РЕЭ З.Вагнера, где шел разговор об энциклопедии, и, в частности по некоторым вопросам, не имеющим непосредственного отношения к РЕЭ. Предворяя статью, редакция крупно печатает: "Российская Еврейская Энциклопедия по количеству ошибок и досадных упущений достойна быть внесена в книгу рекордов Гиннеса". Как во всяком большом деле, а издание энциклопедии дело далеко не простое, не исключены некоторые огрехи, В трех томах от "А" до "Я" приводится около десяти тысяч(!) персоналий, и отнюдь не исключены некоторые ошибки. Главным, по мнению Аксельрода, в энциклопедии присутствуют неугодные, и отсутствуют угодные фамилии. Особую обеспокоенность вызывают персоналии: Э.Рязанова, В. Жириновского, В. Новодворской. Автор обеспокоен отсутствием статей об адмирале Нахимове(!), писателей: Г.Адамове, К. Вашенкине, Г. Владимове, Ф. Бурлацком, а также. Б. Немцове и А. Чубайсе. О двух последних следует сказать особо. Во втором томе - с.328 приводится персоналий Бориса Ефимовича Немцова, а в третьем - с.344 Анатолия Борисовича Чубайса. После этого можно ли верить, что еврейские энциклопедии настольные книги - И. Аксельрода?
Известно, что готовится к изданию дополнительный том персоналий, кто мешает ему сделать соответствующие предложения в этом том, пока не поздно. Адрес редакции будет указан ниже. Автор провел некоторый перечень газет, в которых критикуют РЕЭ. Настрогав "лапшу" из этих публикаций, вместо анализа содержания энциклопедии вешает "лапшу" на уши читателей, о чем свидетельствует пример с Немцовым и Чубайсом. Аксельрод выражает неудовлетворение наличием персоналия Я.А. Брафмана "великого ренегата" ( в статье - Я. Брахман)
Вот собственно, все претензии к РЕЭ. Ответ на вопрос, почему этот бессмысленный сумбур так озаглавлен? Ларчик открывается просто: Аксельрод не согласен с принятым в РЕЭ определением еврейства, но прямо об этом не говорит. В предисловии к первому и последнему томам, приводится: " В связи решением задач, поставленных перед редколлегией, естественно, возникают вопросы: кто в контексте данного издания является евреем и каковы границы понятий "Россия" и "российский". Постараемся сразу внести ясность. На протяжении тысячелетий евреем по законам иудаизма признается человек, рожденный еврейкой или принявший иудаизм согласно религиозной традиции (Торе, Галахе), Однако в российском общественном сознании понятие еврей имеет более широкое толкование - евреями считаются люди, родители или один из родителей которых был еврейского происхождения, независимо от вероисповедания. Поэтому в разделе персоналий включены и те, у которых хотя бы один из родителей был евреем. Следует заметить, что в процессе отбора биографических статей возможны ошибки, связанные с национальной индентификацией типичных еврейских и нееврейских фамилий. Российскими евреями в РЕЭ считаются люди, родившиеся в России, но живущие в других странах и, соответственно, внесшие вклад в их культуру, науку, экономику и общественную жизнь. Из десятков тысяч имен была отобрана сравнительно небольшая часть в соответствии как с формальными признаками (занимаемая должность, звание, научная степень, награды и т.д.), так и фактическими заслугами в той или иной области. Вот, где "собака зарыта", вокруг чего ведутся споры, "ларчик" открывается просто. Очевидно, у автора статьи нет аргументов, чтобы оспорить приведенные выше положения, принятые и четко сформулированные редакционной коллегией РЕЭ. В статье приводится претензия к лицам, не связанным с изданием РЕЭ: "По несколько раз в год в Нью-Йорк из бывших стран СССР( автор путает СНГ и СССР) наезжают еврейские функционеры - люди для которых слово "еврей" превратилось в своего рода профессию. Уважаемые М.Членов, И.Зиселье, И. Левитас, А.Монастырский выступают в многочисленных русскоязычных газетах и сообщают, что в их странах "евреи живут хорошо.. ." Затем к З.Вагнеру ".. .ученый Зеев Вагнер, зам главного редактора РЕЭ, поведал через "Новое Русское Слово" всему миру нечто сенсационное: при определении количества "советских-постсоветских евреев... "следует исходить из шести миллионов", и что это, дескать,вода на мельницу Шафаревича и его ассистентов Куняева, Кожица, Любомудрова и прочей антисемитской братии..") Автору статьи, очевидно, заказано протаскивать на газетные полосы подобную муть, создавая шум на "газетном базаре". Все это из той же антисемитской корзины. За примерами далеко ходить не надо. В российской газете(г.Саратов) статья- "Правительство формируется по родоплеменному признаку", в которой приводится: "Видимо, правительство у нас подбирается по родоплеменному признаку, как банкиры и руководители СМИ. Давайте их посчитаем, как в известном мультфильме: Кириенко, Немцов, Чубайс, Гайдар, Ясин, Уринсон, Бойко, Бревнов, Явлинский, Березовский, Гусинский, Ходоровкский, Смоленский, Авен, Фридлан, Браверман, Липкин, Лившиц". Полностью эта статья опубликована в газете "Земляки" (33, с.23).
В унисон с этой публикацией в августовском номере "В Новом Свете" на двух газетных полосах напечатана статья Л.Крутакова "Олигархи против президента" и приводятся фотографии главных фигурантов. Удивительное совпадение, в РЕЭ присутствуют персоналии почти всех перчис-ленных в этой публикациях. Очевидно, энциклопедия - неплохой источник для антисемитов и журналистов особого жанра.
Теперь по существу о РЕЭ. Приехав не так давно в Чикаго из Москвы, обнаружил, что здешним русскоязычным евреям неизвестно о существовании РЕЭ. Проведенный миниопрос среди ученых, писателей, журналистов, медиков это полностью подтвердил. По моей просьбе редакция прислала три тома в Чикагскую ассоциацию инвалидов и ветеранов Второй мировой войны. Опубликована статья в газете "Земляки". Редакция энциклопедии находится в , Москве в ветхом двухэтажном доме 10 по 2-му Волконскому переулку. В свое время я жил в доме 1 этого переулка и нередко бывал в редакции, поскольку являюсь одним из авторов статей, помещенных в томах энциклопедии. Чтобы издать один крупноформатный том объемом более 500 страниц, редакции приходилось работать с 250(!) авторами и редакторами, список которых приводится на последней странице каждого тома. Помимо этого, выполняется большая организационная работа, связанная с издательским делом, финансированием, рассылкой 50-тысячного тиража, его реализацией и т.д. Тот, кто когда-либо сталкивался с этим делом, понимает, что это такое. Конечно, не с позиций любителя листать страницы энциклопедий, как об этом пишет Аксельрод. Несколько слов о научном значении РЕЭ. Вышедшие три тома содержат мощный массив персоналий (порядка 10тысяч) и отражают динамику сдвигов еврейства в Российской империи, СССР и России за период XIX и XX веков. За этот относительно небольшой исторический срок произошли коренные структурные изменения в еврейской среде.
Драконовские порождения царизма: черта оседлости, процентная норма на получение образования, ограничение проживания в больших городах, исключение возможности получения офицерских погон, при наличии воинской повинности, погромы, разгул государственного антисемитизма и т.д.
В одночасье в 1917 году все это рухнуло вместе с бывшей Российской империей. Полученный глоток свободы позволил многим евреям вырваться из черты оседлости в большие города, в учебные заведения, в государственную, общественную и военную да, в учебные заведения, в государственную, общественную и военную деятельность, в большую науку. Должны были пройти не простые почти 80 лет, чтобы распалась советская империя. В резкой и наглядной форме обострились межнациональные отношения, и особенно воинствующий антисемитизм, что обусловило массовый исход евреев из этой страны. Сегодня РЕЭ единственный документ, позволяющий дать научную оценку действительных сдвигов в еврействе, показать вклад евреев в науку, технику, экономику, искусство, литературу, участие в первой и второй мировых войнах, в военном деле. И, конечно же, в мировую культуру и науку. Такие исследования выполнить нужно безотлагательно, чтобы противостоять фальсификаторам истории российского еврейства. Это покажет какие потери понесли евреи в годы сталинизма, второй мировой войны, каков их вклад в становлении СССР, и какие потери понесла страна от антисемитизма ...
Антисемистские и профашистские тенденции набирают силу в России. Им удается использовать любой промах, чтобы оболгать и скомпрометировать евреев, а для этого РЕЭ является хорошим справочником, откуда выбираются "нужные" провокаторам фамилии. К большому огорчению, находятся беспринципные журналисты и писатели среди евреев, которые за "чечевичную похлебку" продают свое перо врагам еврейского народа.
В заключение считаю уместным отметить, что 17 марта 1996 г. В Доме актера Союза театральных деятелей, состоялась презентация второго тома РЕЭ, где было высказано много добрых слов в адрес этого издания. Там мне довелось присутствовать. Что случилось после выхода третьего тома в 1997г? Случилось то, что в России резко ухудшилась общая ситуация, усилился кризис экономический, финансовый, политический. Реакционные силы ищут виновных, и, как всегда, это евреи.
Эта статья была написана пять лет тому назад. Выход книги А.И.Солженицына "Двести лет вместе" убедительно подтверждает эти соображения.