Да это же бесспорно, несомненно - пространство есть! Ведь мы его ощущаем, и представляем! Только оно есть - в ощущении. Надо перед ним раскланяться и признать, что при помощи пространства мы воспринимаем и познаём то, что есть. Пространство есть инструмент ума. А нельзя исключать и того, что совсем не инструмент, а как раз настройщик этого ума.
Мало того, очень нужно развивать владение этим инструментом (или дружбу с Настройщиком), потому что только через них и посредством них мы думаем о реальных вещах, не видя их реальными. Чувство пространства или интуиция пространства (дружба с Настройщиком) вероятно и есть самая основная сила ума.
Можно ли при желании изменить сами условия восприятия и таким образом приблизиться к познанию сущности вещей, к видению "вещи в себе"? Нам-то видна только поверхность, да и то в виде фантома.
Пространство, которое мы употребляем для познания обычных объектов в мире, ограничено тремя измерениями.
Но можем ли мы познать четырёхмерное пространство таким же способом, каким познаем наше трёхмерное пространство? Можем ли мы думать о вещи четырёх измерений, как об отдельной вещи, имеющей свои свойства, таким же способом, каким мы думаем о вещи, имеющей определённую форму в трёхмерном пространстве?
По идее, познание четырёхмерных тел представляет не больше трудности, чем познание привычных трёхмерных форм. Хотя и будет явно непривычным.
Способность познавать в четырёх измерениях в несовершенной форме существует во всех, нужно только эту способность сделать сознательной - направленной к совершенной форме. Тогда открываются новые горизонты. Пользование четырёхмерным пространством как орудием мышления раскрывает перед сознанием высший путь.
Что-то запирает ум в наши тесные границы. Наше восприятие всего лишь соответствует условиям бытия в пространстве. Но беспредельность не может быть ограниченой в измерениях.
Необходимо исследование свойств пространства, будь оно хоть какое. На нынешнем этапе развития восприятия - для выяснения, какие феномены могут быть объясняемы четырёхмерными отношениями.
А для расширения сознания необходимо насколько возможно дальше отделить от того, что познаётся, "элементы себя", то есть личные элементы, вкладываемые во всё познаваемое нами, чтобы наше внимание не отвлекалось на нас самих, не отвлекалось от свойств собственно воспринимаемого.
Худшая сторона элемента себя в восприятии заключается в том, что мы даже не подозреваем в себе этого элемента, пока не освободимся от него. Только освободившись от элементов себя в восприятии, получаем возможность изучать.
Ещё раз сверимся: что такое пространство? Взятое как объект, то есть представляемое вне нашего сознания, пространство для нас есть форма Вселенной и форма материи во Вселенной.
Пространство имеет бесконечную протяженность по всем направлениям. А измеряемо оно только в трёх независимых друг от друга направлениях: в длину, ширину и высоту. Эти направления мы называем измерениями пространства и говорим, что наше пространство имеет три измерения, то бишь, оно трёхмерно.
Но мы называем пространство бесконечным. А первое условие бесконечности - это бесконечность по всем направлениям и во всех возможных отношениях. Следовательно, мы должны предположить в пространстве бесконечное число измерений, то есть предположить возможность бесконечного числа линий, перпендикулярных и не параллельных одна другой. И это при том, что из этих линий мы почему-то знаем только три, ими и оперируем.
Нет, конечно наука рождает много гипотез. Да хотя бы - геометрия Лобачевского, геометрия Римана, в которых трёхмерное пространство можно замостить многогранниками, и бесконечным количеством способов... Теории о том, как пространство гнётся под действием гравитации... И вот в таком виде обычному сознанию предъявляется вопрос о высших измерениях.
И так как в обычном состоянии сознания больше трёх перпендикуляров мы всё же построить не можем, то должны хотя бы признать: если трёхмерность нашего пространства условна, то ограниченность нашего пространства по отношению к геометрическим возможностям - неопровержимый факт. А если свойства пространства создаются какими-то нашими свойствами, то ограниченность - уже в нас самих.
То есть, от чего бы эта ограниченность ни зависела, - она существует.
Жить с ней можно. Но с некоторых пор может стать неинтересно. А то и стрёмно.