США, 2010
Режиссёр: Джозеф Косински
В главных ролях: Джефф Бриджес, Гаррет Хедлунд, Оливия Уайльд
Жанр: фантастика
Композитор: Daft Punk
Слоган: 'Другая игра, другие правила'
Самое феноменальное в "Троне: наследии" - это то, что он оказался непонятым большей частью зрительской аудитории. И это несмотря на то, что религиозные аллюзии следуют в картине одна за другой, совершенно прозрачные, незавуалированные, их надо очень-очень постараться чтобы не увидеть. Практически фильм на них и строится, ставя перед зрителем извечные вопросы, и прежде всего проблему соотношения Творца и творения. То есть, это фундамент, на котором возвели геометрически сложное многоуровневое здание-головоломку, а снаружи здание украсили гирляндами лампочек, флажками, лентами. И почему-то за этой бижутерией мало кто увидел архитектуру (слона-то я и не заметил). Пробегитесь по сети, и среди сотни отзывов только один встретится о содержании "Трона", а не о форме. Ситуация и впрямь парадоксальная.
И, наверное, это объясняется тем, что "Трон: наследие" в большой мере уникален. Его форма - мир, который создали сценаристы и режиссёр, - необычна. Это вселенная компьютерных программ, бесконечная изнутри и ограниченная серверами снаружи. Трёхмерная проекция изображения уходит вглубь экрана, открывая возможность предположить наличие гипотетически бессчётного числа измерений спроектированного мира.
Кстати, здесь же кроется и ещё одна потенциальная возможность, сильно меня порадовавшая - вероятность фрактально построенной бесконечности разума. На практике она ограничена возможностями творения - само оно не может создать ничего нового, только преобразовывать, перераспределять функции. Однако, это касается обычных, пусть даже самых сложных программ, но не уникальных созданий - изоморфов, о способностях которых к творению, можно только догадываться.
Надо отметить, что обитатели компьютерного мира "Трона" антропоморфны. То есть, все программы выглядят совершенно как люди. Это непривычно для глаза, но по сути неудивительно: ведь программы созданы по образу и подобию своих творцов - людей. У программ есть свой социум, этические представления, индивидуальность, разум и даже в некоторой степени свобода воли. И весь сюжет построен на том, что одна из самых совершенных программ не совсем добросовестно эту свободу воли использовала и взбунтовалась против своего творца. Со всеми вытекающими из этого последствиями.
А каковы последствия разрыва отношений между Творцом и творением? Бунт, бурное возрастание самости, построение мира не по замыслу Творца, а по собственному усмотрению. Собственное усмотрение, как всегда, оказывается чреватым последствиями, ибо сопровождается ошибочным представлением о конечной цели всего задуманного и воплощается с помощью жёсткого прессинга других программ. Знакомая картина?
Но основная коллизия сюжета состоит даже не в этом, а в том, что Клу - взбунтовавшаяся программа, - становится лидером и тираном виртуального мира и начинает серьёзненько так угрожать миру реальному, собираясь завоевать его и сделать идеальным по своему убогому представлению о совершенстве. И эта враждебная воля, сдерживаемая до поры до времени чисто техническими ограничениями собственной вселенной, находит лазейку для того, чтобы попытаться вырваться наружу. И тут во всей полноте встаёт вопрос об ответственности творца за творение. В общем, там много чего ещё, обо всех аллюзиях не расскажешь - посмотрите, и сами увидите.
Напоследок хотелось бы упомянуть тот факт, что "Трон: наследие" является продолжением вышедшей 28 лет назад картины "Трон". И хотя визуальные эффекты того времени для нынешнего кинематографа сильно устарели, создатели фильма не отказались от достижений первого "Трона", сохранили традиционную форму, при этом усовершенствовав её до предельно возможного.
Опять-таки сюжет второго фильма напрямую связан с первым, логически из него вытекает, пребывает в той же теме, но является совершенно иным, самостоятельным произведением.При этом Джефф Бриджес, исполняющий роль творца - Кевина Флинна, - одновременно создаёт образ Клу, взбунтовавшейся программы. Правда, она моложе творца на 30 лет, и для сотворения этого образа было использовано компьютерное моделирование.
И еще нельзя не упомянуть потрясающий саундтрек "Трона:наследие". Музыкальный ряд - один из лучших в кино. Создавался группой Daft Punk в течение трёх лет.
Про "Трон" у друзей: у Брома, у Sonji и у Single. |