В 2016-м году Эндрю Гарфилд снялся в двух очень серьёзных работах маститых режиссёров: в "Молчании" Мартина Скорсезе и в картине "По соображениям совести" Мэла Гибсона. Фильмы очень разные, но исполнитель главной роли - не единственное, что их объединяет. Это работы чёткой христианской направленности, хотя в них нет даже косвенной религиозной агитации - только постановка вопроса о взаимоотношении человека и Бога, причём человека, подвергшегося жесточайшему испытанию, которое мало кому под силу. И Бог молчит, и человек должен сам совершить тяжёлый выбор.
"Чего Ты хочешь? Я не в силах понять. Я Тебя не слышу", - говорит потрясённый кровавой бойней капрал Досс в фильме Гибсона.
"Я чувствую искушение. Меня так искушает отчаяние. И я боюсь. Вес Твоего молчания ужасен. И я молюсь, но я потерян. Или я говорю с пустотой, с ничто, потому что Тебя там нет?" - вторит ему в ещё большем смятении падре Родригес из "Молчания".
"Молчание" обращено к разуму, "По соображениям совести" - к чувствам. Но оба прошибают насквозь. Так режиссёры прокладывают путь к душам зрителей, многие из которых редко задумываются о поставленных в этих фильмах вопросах.
Обе картины складывались годами. Скорсезе шёл к своему фильму 30 лет, Мэл Гибсон - более 10. Ему предложили его снять сразу после "Страстей Христовых", уже был написан первоначальный сценарий, но Гибсон сперва отказался. Однако, герой этот был словно назначен ему судьбой - человек-одиночка, идущий на невероятные испытания ради своих убеждений, прущий против течения, один в поле воин, краеугольный камень. Типичный его персонаж. И после 10 лет вынужденного режиссёрского застоя Гибсон снял ленту именно об этом человеке и его подвиге.
Человек этот реально существовал и звали его Десмонд Досс. Он стал известен тем, что во время II Мировой войны оказался первым (а всего их было три) кавалером высшей американской военной награды - Медали Почёта, отказавшимся взять в руки оружие из религиозных убеждений. Наверное, в американской армии служило немало христиан, в том числе адвентистов седьмого дня, как и Досс. Но лишь один пошёл добровольцем в армию, храня в душе заповедь "Не убий!". Конечно, в казарме стрелковой роты, куда его определили вопреки его желанию попасть в медицинский батальон, такому бойцу оказались не рады. И курсанты над ним издевались, и военное начальство пыталось сломить, и пытались выгнать из армии, и под трибунал отдавали. Но в конечном итоге Досс оказался со своими товарищами на передовой на японском острове Окинава, через всю протяжённость которого тянется 120-метровая скала Маэда. По-английски она называется "Hacksaw Ridge", и это оригинальное название фильма. Именно на эту высоту, подымаются по отвесной стене, цепляясь за сеть, бойцы. Здесь Досс совершит свой подвиг.
В российском прокате название "По соображениям совести" соотносится с понятием, которое есть и у нас, и было у американцев - "отказник по совести", но это выражение очень не нравилось реальному Доссу, он говорил: "Я не отказник, я сотрудник по совести. Я не отказываюсь служить на фронте. Я только отказываюсь лишать людей жизни".
Даже предыстория в фильме была жёсткой, насыщенной испытаниями героя, но сама история подвига показана Гибсоном гиперреалистично, преувеличенно, избыточно. И не потому, что режиссёр создавал из героя легенду - в реальности тот был гораздо больше легендой, чем его показали в фильме, просто Гибсон решил, что зритель не способен будет справиться с верой в происходящее. Реальность превзошла художественный вымысел. Обычно автор приукрашивает героя, а Гибсон Досса притушевал. Но вот саму битву он изобразил как смертельную стихию, мясорубку, будто герои попали в геенну. Эта битва невероятна и несёт огромный пацифистский заряд. Если кто и вернётся из этого сражения, то будет калекой, физическим и нравственным.
Но то, что калечит других, не может сломить Досса, того самого Досса, которого товарищи называли "трусихой". Мало того, в этом тяжелейшем испытании он не только сохраняет присутствие духа, не только остаётся человеком, но поднимается до уровня святости - когда американцы отступают, вновь спускаются по отвесной скале вниз, наверху остаётся один только Досс против всей японской армии. Досс и десятки раненых бойцов, которых он один за другим спасает прямо под вражеским огнём. Даже парочку японцев прихватил (правда, это только в фильме, в жизни же хотел, но ему не позволили). И изнурённый, измученный, окровавленный, израненный, молит только об одном: "Дай спасти ещё одного. Ещё одного. Ещё одного". Только в той битве, на протяжении двенадцати часов, Досс спас приблизительно 75 человек. Сам он, будучи скромным, называл число 50, начальство утверждало, что 100. Порешили, что пусть будет 75. Общее количество им спасённых гораздо больше.
Именно в этом сражении Досс в первый и в последний раз возьмёт в руки винтовку, но не как оружие - её приклад он использует как подручный инструмент спасения раненного сержанта Хауэлла (Винс Вон).
Наверное, Гибсон - единственный, кроме Клинта Иствуда, столь честный, прямолинейный и несколько старомодный режиссёр. Он отказывается от полутонов, чтобы его идеи невозможно было трактовать двояко. Но зритель ему прощает и эту прямолинейность, и максимализм, и уверенность в своей правоте, и даже некоторую пафосность, потому что Гибсон апеллирует не к художественному восприятию зрителя, а напрямую к его лучшим чувствам, к душе. Кстати, одна из последних работ Иствуда тоже антивоенная - фильм "Снайпер". Но его персонаж убивает, теряя самого себя, и становится на войне адреналинозависимым. Герой Гибсона отказывается убивать, он спасает.
И те, кто смеялся и издевался над парнем в казармах, открывают для себя величие христианской веры. И уже не хотят идти в бой без Досса, и для них важно, чтобы их санитар перед очередной битвой за них помолился - и весь батальон не начинает наступление, пока Досс не закончит свою молитву, потому что именно к его словам Бог прислушается и, быть может, сотворит ещё чудо, ещё и ещё...
"Большинство из них не имеет твоей веры. Но они верят в тебя и в крепость твоей веры".
Гарфилд, когда прочитал впервые сценарий, плакал. Ведь такие истории невероятны и они позволяют прикоснувшимся к ним испытать катарсис.
11 из 11
СКАЧАТЬ (дубляж)
Hacksaw Ridge
Страна: Австралия, США, 2016
Режиссёр: Мэл Гибсон
В главной роли: Эндрю Гарфилд
Жанр: военно-историческая драма, биография
Дальнейший текст принадлежит не мне. Просто несколько слов об этой истории за пределами рецензии, чтобы вы поняли, что за человек был реальный Досс:
"Обрыв был, сетка была, Библию, действительно, потерял и ее действительно бросились искать под огнем его товарищи. Ружье японца и впрямь дало осечку, когда ему выпал шанс пристрелить Десмонда - и да, им давали премии за отстрел медиков. Лечить вражеских солдат Десмонд не рискнул в реальности, порывался, но товарищи обещали его пристрелить за это, поэтому тут верно по духу, но неверно по фактам. Гранату он отбил, действительно, и получил серьезные ранения. Досс и правда молил Господа, чтобы тот дал ему спасти еще одного, потом еще одного и так далее, а финальный штурм действительно отложили, потому что он попросил время помолиться (была суббота), и эту задержку утвердили по цепочке командования. Досс был единственным оставшимся в живых медиком и без него идти в бой не хотели".
А этой сцены в фильме нет, Гибсон просто решил, что зритель не сможет в такое поверить:
"После того как Десмонд отбил гранату и получил 17 осколков шрапнели в ноги, он 5 часов дожидается помощи. Его тащат на носилках сквозь танковое наступление. Пока его несли, Десмонд увидел тяжело раненного солдата на земле. Он скатывается со своих носилок, ползет к раненому, оказывает ему помощь и заставляет товарищей забрать раненого вместо него. Сам валяется и ждет, пока они вернутся - и тут его замечает снайпер. Пуля разносит ему левую руку, он решает, что надо валить, делает шину из приклада винтовки и ползет три сотни метров под огнем, доползает до лагеря, выживает."
Для желающих ознакомиться:
история реального Досса
английский источник |
|