США, 1990
Режиссёр: Боб Райнер
Сценарий: Уильям Голдмен, Стивен Кинг
В главных ролях: Джеймс Каан, Кэти Бейтс
Жанр: триллер, ужасы
Пол Шелдон (Джеймс Каан) - автор серии душещипательных бестселлеров о девушке Мизери. Он популярный писатель, и может себе позволить не церемониться с издателем (Лорен Бэколл), которая мягко намекает, что предпочла бы иметь продолжение историй о Мизери, чем совершенно новую книгу, сомнительную для бизнеса. Но ничего не попишешь - очередной роман заканчивается гибелью героини. Для Пола наступает новый творческий период. Он хочет реализовать себя как настоящий писатель, а не автор дешёвых поделок. Писатель отправляется в расположенный в горах Колорадо отель, чтобы заняться нетленкой. И вот посреди зимы книга закончена. Пол собирается вернуться в город, но попадает в буран, и его машина падает с обрыва. Чудом он остаётся жив - его спасает Энни Уилкс (Кэти Бейтс) - местная жительница, медсестра, а по совместительству фанатка романов о Мизери писателя Пола Шелдона.
И тут Пол открывает очень неприятную для себя истину: литературный успех не гарантирует свободы творчества. Мягкое насилие издателя не идёт ни в какое сравнение с тем переплётом, в какой он попал, невольно связавшись с Энни, верной почитательницей его таланта. Ей так надо, чтобы Мизери осталась жива! Светящиеся в глазах Энни преданность и телячий восторг сменяются приступами бешенства, которые становятся раз от разу страшнее. Для покалеченного в аварии Пола не на шутку встаёт вопрос выживания рядом с сумасшедшей, обладающей недюжинной медвежьей силой женщиной.
"Мизери" - это одна из лучших экранизаций мастера ужасов Стивена Кинга, которую мне довелось видеть. Пожалуй, перед ней можно поставить только две картины - "Побег из Шоушенка" и "Зелёную милю". Но по стилю и сюжету эта картина больше сродни "Сиянию". В принципе, возникает та же самая ситуация: экстремальные условия, связанные с изолированностью от внешнего мира, зависимость от сумасшедшего, крайне агрессивного человека.
Практически почти весь фильм - это дуэт двух актёров, и хотя оба замечательно исполнили свои роли, нужно сказать, что Кэти Бейтс тут превзойти невозможно, недаром она получила за создание образа Энни Уилкс премию "Оскар". Её героиня, угловатая, мощная, ведущая замкнутый образ жизни, особа. Немногие чувства отражаются на её лице. Но глаза... Глаза Энни Уилкс отражают весь диапазон эмоций: дружелюбие, радость, восхищение, отчаяние, ненависть, подозрительность, бешенство и самое страшное - уверенность в том, что она лучше самого Пола знает, что ему надо. Глаза Энни Уилкс передают все полутона её настроения, поэтому Пол внимательно вглядывается в них: от того, сумеет ли он прочитать в них очередные намерения Энни, зависит, проживёт ли он ещё один день...
И тут, конечно, нельзя не отметить работу оператора (Барри Зонненфельд), выхватывающего с помощью крупных планов игру мысли и эмоций на лице героини Кэти Бейтс так, что становится по-настоящему страшно. Тёмные углы дома контрастируют со светом за окном, до которого рукой дотянуться можно, и чувствуешь, как напрягается воля к свободе Пола, запертого, словно в клетке.
Мораль фильма проста: не хочешь идти на поводу у читателя, будь готов отстоять своё мировоззрение. Дуэль между Энни и Полом - это борьба удушающего, диктующего свои условия, ширпотреба и желающей состояться личности.
9 из 11
|