США, Германия, Франция, Италия, Испания, 2000
Режиссёр: Жозе Дайан
В главных ролях: Жерар Депардье, Джон Малкович, Кристиан Клавье
Жанр: историческая драма
Прекрасную и печальную историю бывшего каторжника Жана Вальжана и сиротки Козетты, чьи судьбы оказались тесно переплетены, экранизировали много раз. Наиболее удачной киноверсией романа Виктора Гюго мне представляется шестичасовой минисериал 'Отверженные'. Эта постановка - самая близкая к книге и она точно передаёт её дух. Особенно в первой, лучшей, как мне представляется, серии фильма. В трёх остальных есть незначительные отступления, когда авторская речь передаётся через героев, объясняя те или иные их поступки, это не всегда, к сожалению, выглядит естественно, но имеет своё объяснение.
Книга Виктора Гюго - это роман-рассуждение, она повествует о язвах капиталистического общества, которое безжалостно к беднякам. Малейшая ошибка может привести к тому, что человек опустится на самое дно, станет отверженным. И, конечно, здесь больше авторской речи, чем диалогов, что затрудняет перевод произведения с литературного языка на кинематографический.
Путь главного героя обозначен вехами, но значительные промежутки времени остаются скрытыми для читателя, он сам волен домыслить, как происходило становление Жана Вальжана. До встречи с епископом Бьенвеню (Отто Зандер) зритель видит грубого, неотёсанного бродягу с грузом девятнадцати лет каторги на плечах. А затем появляется совсем иной человек - мэр города Монрейля дядюшка Мадлен. Процесс становления героя, несомненно, сложный и мучительный, остаётся за кадром. Чтобы не потерять достоверность происходящего, сценарист Дидье Декуэн 'заставил' героя пояснять многие свои действия.
Кроме того, важна разница эпох. Нам трудно, к примеру, осознать, насколько более мягкими стали законы. В книге не возникает никакого диссонанса, когда описываются мытарства Жана Вальжана. А в фильме вызывает непонимание и отторжение тот факт, что человек за мелкое правонарушение - кражу буханки хлеба - оказался на каторге, где провёл лучшие годы своей жизни, а впоследствии за минутный конфликт с мальчишкой-трубочистом подвергался многолетним преследованиям полиции. И такому несоответствию приходится находить объяснение - мол, всё дело в личных качествах полицейского-ищейки Жавера (Джон Малкович), который воспринимает себя как охотника, а беглеца как дичь.
Вот поэтому и возникают некоторые отступления от литературного первоисточника, но они незначительны, хотя временами раздражают.
Самый выигрышный момент в экранизации 2000 года - это идеальный подбор актёров. В фильмах 1958 года (реж. Жан-Поль Ле Шануа) и 1995 года (реж.Клод Лелуш) классический типаж наблюдается лишь у двух персонажей: самого Жана Вальжана и трактирщика Тенардье, все остальные ему мало соответствуют. В картине Жозе Дайан все главные герои соответствуют тем образам, которые создал Виктор Гюго.
Полицейский инспектор Жавер в исполнении Джона Малковича - это холодный циничный безжалостный человек, страшный в своей несгибаемости. Отталкивающий и харизматичный одновременно. Фигура по-своему трагическая. Когда его кредо - каждый каторжник неисправим - терпит фиаско, он со свойственной ему невозмутимостью широким жестом опровергнет собственное многолетнее заблуждение, но при этом не найдёт в своём сердце раскаяния.
Козетта (Вирджиния Ледуайен) и Мариус (Энрико Ло Версо) - два прекрасных, девственно чистых существа, страстно влюблённых друг в друга, и в счастии своём чудовищно эгоистичных.
Тенардье (Кристиан Клавье) - мерзкий изворотливый скользкий тип, жадный и бессовестный, вызывающий своей низостью отвращение. Тенардье позиционирует себя отверженным - наравне с другими бедняками. Но он не такой, как они. В нём совсем не осталось человечности.
Мадам Тенардье (Вероника Феррес) - молодая особа, совершенно под стать своему мужу. К ней в полной мере можно отнести поговорку: муж и жена - одна сатана. Неприятная и в то же время привлекательная женщина (иначе как бы согласилась Фантима доверить ей свою любимую дочурку?).
Фантима (Шарлотта Генсбур) - юная наивная неопытная девушка, доверившаяся недостойному человеку и пожинающая скорби в наказание за совершённую ошибку. Падение Фантимы происходит стремительно, обстоятельства раздавливают это бедное создание, приводя к неминуемой гибели. Эта французская Сонечка Мармеладова готова к полному самопожертвованию ради своей Козетты, и общество эту жертву принимает.
Гаврош - великолепно созданный образ мальчика-революционера, невинного, остроумного, доброго, озорного, везде поспевающего и при этом не по-детски мудрого, приземлённого. Только в экранизации 2000 года гибель Гавроша вызывает на глаза слёзы, жаль, что в других картинах не сумели адекватно воссоздать этого уникального персонажа. Правда, есть один момент, который выглядит ляпом: в первый раз Гаврош встречается в фильме, когда Жан Вальжан и Козетта прибывают в Париж, но спустя десять лет он по-прежнему так же юн. Думается, что создание 'вечного' образа мальчика-гамена входил в замысел авторов фильма, но выглядит как обычная нестыковка.
И наконец, сам Жан Вальжан (Жерар Депардье). С образом главного героя получилась странная вещь. На протяжении всего минисериала экранизация была очень близка к авторскому тексту, тщательно подобраны остальные персонажи. А Жан Вальжан, созданный Депардье - это не тот Жан Вальжан, которого писал Гюго (здесь как раз самым идеальным оказался Жан Габен в постановке 1958 года). В чём же дело? Почему такое несоответствие?
Мне кажется, это сознательный приём режиссёра, пытавшегося достичь максимальной достоверности образа. У Гюго Жан Вальжан после встречи с епископом Бьенвеню - почти святой человек, нём не осталось практически ничего от бывшего каторжника. Жан Вальжан Депардье остаётся самим собой до конца жизни. Его душа не становится милосердной, но он творит дела милосердия, потому что так должно делать по совести, по правде. Он более рационален и приближён к нашей реальности, чем герой Гюго. Его поступки диктуются не преображённой душой, а разумом, который сознательно избрал путь добра. Несмотря на подобное отступление, образ получился очень симпатичный.
Стоит ли смотреть минисериал? Тем, кто любит роман 'Отверженные', он, несомненно, будет интересен как одна из лучших (если не лучшая) экранизация книги Гюго. Как самостоятельное произведение, он менее интересен, но всё-таки это неплохой фильм.
8,5 из 11
|