САТИРИКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКАЯ ФАНТАСМАГОРИЯ, СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДРАМА
Мама! (mother!). США, 2017. Автор сценария и режиссёр - Даррен Аронофски. В главных ролях: Дженнифер Лоуренс и Хавьер Бардем.
Наши психологи как-то все дружно засобирались на "Маму!" Аронофски. "Нам сказали, что это отличный психологический фильм про разногласия мужа и жены", - объяснили они. Глаза мои округлились от изумления. Нет, конечно, можно и так этот фильм трактовать, но это надо очень-очень постараться не заметить слона основную идею.
<=>
"Мама!" (англ. Mother!) - американский драматический фильм ужасов режиссёра Даррена Аронофски по его же сценарию - определение Вики. Это ближе к истине. Действительно, можно увидеть всю человеческую историю как драму и непрекращающийся ужас. Зависит от восприятия и/или точки зрения. Аронофски выбрал именно такую - мизантропическую до предела. Или до беспредела (учитывая космогонический размах фильма).
В конце концов, по форме "Мама!" страсть как напоминает самый страшный (за исключением военных) фильм, который мне довелось видеть - "Забавные игры" Ханеке. Ну, просто один к одному в начале. Сидят себе дома спокойные супруги, а к ним в дом вторгаются непрошеные гости и начинают вести себя не то, чтобы как хозяева, прицепиться сложно к чему поначалу, но угроза и неприкрытый глумёж ощущаются всеми порами кожи. Но это только по форме так. По сути, это бесчеловечный, верней, античеловечный фильм, который очень зло высмеивает за полтора часа экранного времени всю историю человечества, да что там человечества - всего бытия, начиная от момента сотворения мира аж до Апокалипсиса. Тут и Адам с Евой, и Каин с Авелем, и Великий Потоп, и Рождество, и Распятие, и Церковь, и современная цивилизация, и конец света. Всё это метафорически и гипербализировано. И очень зло. Под благовоспитанной курчавой шкуркой прячется матёрый волчище с острыми зубами.
А если сместить ракурс с человечества на Писание, вообще можно посчитать это жуть насколько провокационной пародией на Библию. Где толпы, протестующие против "Матильды"? ау!
Это реально сделано очень талантливо (просто великолепно) и очень зло. Но в фильме много правды, не отмахнёшься так просто, даже если по христианским (и моим в том числе) чувствам проезжаются как железом по стеклу. Другое дело, что правда эта односторонняя, но ведь на то и сатира. А вы бы хотели историю от Сотворения до Песца за полтора часа в полном объёме? Так не бывает.
Вы, наверное, уже измучились в догадках, что же там за сюжет такой в "Маме!" Посмотрите - сами увидите. Аронофски не хотел, чтобы критики распространялись о сюжете. Наверное, это правильно. Вдруг кто-то на другую трактовку набредёт в переживаниях при виде творящегося на экране.
Кстати, на экране почти всё время Дженнифер Лоуренс. Аронофски как-то раз даже сообщил, что её крупный план в картине занимает целых 66 минут. Практически всё происходящее мы видим её глазами. Именно она - мама.
Почему мама? Аронофски придал образу героини многозначность. Конечно, он не хотел, чтобы ему досталось от католиков, поэтому заретушировал одно из напрашивающихся значений - а именно образ Богородицы. В общем-то, правильно сделал, было бы совсем уж неделикатно так оставить. В итоге основным Аронофски назвал образ матери - материи, видимого мира, в котором мы существуем, природы.
Восклицательный знак позади заголовка - как хотите, так и понимайте. Тут фантазии вдосталь где разгуляться. Начиная от самого простого - "Ой, мамочка!" и заканчивая молитвой.
Очень красиво, не так, как "Фонтан", но всё же. Оригинально, остроумно, блестяще, агрессивно, смешно, страшно и опасно. 10 из 11.
ЗЫ. Я не думаю, что Господь рассердится на создателя пародии на Него, хотя поручиться, конечно, не могу, Ему видней. :)
|