Детское горе - опасная тема для кинематографа. Зрителя так легко разжалобить, развести на слезу, но малейшая фальшь почти всегда оттолкнёт его. "Жутко громко и запредельно близко" - фильм о том, как справляется со свалившейся на него чудовищной бедой маленький Оскар. И о любви. И фальши здесь нет, по крайней мере - в главном, в том, что касается чувств мальчика и его окружающих, однако сценарий местами хромает и сценическое действие оказывается сильнее сюжета. В целом же фильм бьёт по нервам. Временами его правдивость жестока.
Оскар Шелл (Томас Хорн) - необычный десятилетний мальчик. Он вундеркинд. Его мысль легка и стремительна, а знания об окружающем мире обширны. Мало кто из взрослых потягается с ним в интеллекте. Но у Оскара синдром Аспергера, он слабо социализирован, не имеет друзей, избегает общения с людьми. У него необычные страхи. Со всем этим ему помогает справиться отец (Том Хэнкс) - он даёт сыну сложнейшие многоэтапные задания-головоломки, для решения которых тот должен много времени проводить на улице и общаться с первыми встречными. Познание мира в учебно-игровой форме. Прекрасный отец у Оскара. Но 11 сентября он погибнет во Всемирном Торговом Центре, успев оставить родным шесть сообщений на автоответчике. С этого времени Оскар останется совершенно один, ведь отец был единственным человеком, который его понимал. Мучительно переживает мальчик гибель отца. У него появляются новые фобии, которые он не в силах преодолеть. Но самое ужасное - это чувство вины, которое постоянно грызёт его, потому что... Впрочем, об этом он сам расскажет. А ещё он познает известное каждому понёсшему тяжёлую утрату, желание - остановить время:
Если солнце взорвалось бы, мы не узнали бы об этом ещё восемь минут. Столько времени нужно свету, чтобы долететь до нас. Восемь минут мир был бы таким же, чувствовал бы тепло. Прошёл год со смерти отца. И я чувствовал, как мои восемь минут с ним заканчивались.
Однажды Оскар найдёт среди вещей отца ключ в конверте с надписью "Black" и решит, что это очередная головоломка, которую отец собирался ему задать. И поиск замка для этого ключа на долгое время станет смыслом его существования. Много разных людей он встретит, многое испытает, преодолеет, многому научится. Ключ, с которым он носится - это ключ к его собственной судьбе, только он этого пока не понимает.
Если есть ключ, должен быть замок. Если есть имя, должен быть человек. Должен быть замок. Я найду его, потому что он хотел, чтобы я его нашёл. И я найду его, потому что только так могу растянуть мои восемь минут с ним.
Я уже говорила, что сценарий местами слабоват. Но актёрская игра бесподобна. У Томаса Хорна сложнейшая роль - его Оскар тонкий, умный, интеллигентный мальчик, и в то же время он беспощаден, как только дети бывают жестоки в горе. Хорн с ролью справился на все сто, без малейших скидок на возраст.
Том Хэнкс - в роли отца появляется в немногочисленных флэшбэках. Его задачей было показать, какую тяжёлую утрату понёс Оскар. И хоть роль по хронометражу невелика, но убедительна настолько, что понимаешь - да, из-за такого отца сын будет убиваться.
Сандра Буллок - мать мальчика. Они слишком разные - мать и сын. Когда отец был жив, мать даже не понимала, о чём они говорят, чем занимаются. Для неё потеря мужа - двойная беда, вместе с ним она теряет и сына. Чтобы вернуть Оскара, ей нужно преодолеть свою скорбь и его отчуждённость. И для неё ключ Оскара становится ключом к сердцу сына.
Особая роль у прекрасного актёра Макса фон Зюдова - старика, который поможет Оскару пройти часть его нелёгкого пути, разделит его ношу. Кто такой этот старик - зритель и сам догадается.
"Жутко громко и запредельно близко" был номинирован на Оскар как "лучший фильм", но награду не получил. Критики были к нему излишне суровы, но зрительский рейтинг высок. В целом фильм светлый, но очень-очень печальный, местами его тяжело смотреть, так как затрагивает глубокие чувства. Так что - не для всех и не под любое настроение.
9,5 из 11
(c) Оксана Аболина
США, 2011
Режиссёр: Стивен Долдри
Сценарий: Эрик Рот, Джонатан Сафран Фоер
В главной роли: Томас Хорн
Жанр: психология, драма
|
|