В гл. ролях: Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Натали Портман.
Если художник изображает окружающую действительность честно - без прикрас, так, как он ее себе представляет, - то у власть предержащих есть два пути: объявить, что творения художника лживы, либо признать, что они все-таки правдивы и использовать их как предлог для исправления реальности - ее целей, идей, морали. Именно с такого вот обсуждения знаменитых офортов художника начинается фильм "Призраки Гойи". Конец 18 века, Испания, совет инквизиции, жаркий спор, и каким ни случится итог этого спора, художник неизбежно проиграет. Да, его работы не признаны кощунственными и еретическими, казалось бы можно вздохнуть свободно - ему и вправду повезло, но на его плечи, в трактовке фильма, ложится ответственность за ожесточение деятельности инквизиции. Ведь именно потому, что "нас такими видит мир" наталкивает инквизиторов на мысль, что это следует исправить. К счастью, Гойя этого не знает.
Исправить зло силовыми методами не получается. Зла становится всё больше. И в конечном итоге его станет столь много, что опять-таки под предлогом его уничтожения и провозглашения "свободы, равенства и братства" в Испанию вторгнется армия Наполеона. И тут уж зло развернется на полную катушку и начнет зашкаливать. Аналогия с сегодняшним днем прослеживается прямая. Болезни человечества не исправляются, только углубляются с каждым веком всё больше. Только 30.000 убитых за 3 века инквизиции несравнимы с одним лишь 37-м годом 20 столетия, и всё же - это мир, представляющийся взглядом из будущего миром непрекращающегося ужаса.
На этом фоне - фоне боли, страха, смерти - протекает жизнь Гойи. Мы видим яркий красочный мир, в котором преобладают глубокие насыщенные цвета, здесь множество заметных, колоритных персонажей, но постепенно, к концу фильма, краски все чаще становятся тусклыми, смазанными, а индивидуальностей - раз-два и обчелся, всё чаще мы видим безликую толпу. Люди, которых сознание художника вырывает из этой толпы - призраки. Фильм - о мире призраков, а не о Гойе. Фильм - о мире людей, который благодаря самим людям, стал призрачным.
Сам художник пытается контролировать свою жизнь, но у него это скверно получается, его попытки кому-либо помочь всякий раз обречены на провал и в конечном итоге, он перестает контролировать даже собственный организм - глохнет. Те люди, которых он знал, погибают страшными смертями, сходят с ума, оказываются раздавленными жерновами истории. Мир средневековья с треском сшибается с миром нового времени, и оказавшиеся на их границе - только жертвы, другая роль им не предназначена. Дар Гойи - запечатлеть мгновения этой жизни, их духовную сущность. Он никак не может воздействовать на этот мир, ни на гран изменить собственной волей - только тем даром, который дал ему Бог.
Фильм Формана сильный, глубокий и очень красивый. Исполнители главных ролей: Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Натали Портман - на высоте, особенно Бардем, исполняющий роль инквизитора Лоренцо, само воплощение зла, но очеловечивающий зло настолько, что именно через образ его героя проходит мысль: не быть человеку кузнецом своей судьбы, что бы он о себе ни возомнил, человек может только в пределах своей ниши выживания быть или не быть достойным. От гибели не застрахован никто - ни злодей, ни безвинный. Момент истины для героев возникает в момент, когда они обладают крохой выбора.
Мне самой сильной представляется сцена в доме купца, где богатое семейство принимает за столом Гойю и Лоренцо. Люди, переполненные страхом и ненавистью, вынуждены душевно улыбаться друг другу, вести непринужденную беседу. Финал сцены - выше всех похвал. Замечательная сценическая и режиссерская находка.