Режиссер: Энтони Мингелла
В главных ролях: Ральф Файнс, Жюльет Бинош, Кристин Скотт Томас, Нэвин Эндрюс, Колин Ферт
Сахара, песок, песок... В картине очень много песчаных пейзажей. И в процессе сюжета также достаточно много связанного с песком. Песок, просыпанный сквозь пальцы - время. А действие фильма - всего лишь его крупинка. Одна из. Все возвращается, и сюжет, который мы видим - тягучий, неторопливый, как бы почти остановившийся во времени - это история, которая повторяется из века в век. Вообще практически большая часть действия происходит либо в пустыне, либо в монастыре, либо в полевом госпитале, либо в летящем биплане - в тех местах, где вечность встает перед человеком глаза в глаза. То и дело герои обращаются к отцу истории Геродоту, и именно он, первым рассказывает легенду, которая так или иначе повторится с героями фильма:
Лидийский царь Кандавл был настолько горд красотой своей жены, что подговорил доверенного царедворца и друга Гигеса увидеть её обнажённой. Царица, в силу природной своей стыдливости, предложила Гигесу либо умереть, либо заколоть спящего Кандавла и сочетаться с ней браком. Гигес убил Кандавла и правил Лидией 28 лет.
Думаю, не случайно была выбрана именно эта притча - о царях страны, которая поразила всех своим блеском и стремительно угасла. Именно Лидия была связующим звеном между востоком и западом. В ее культуре уживались религии востока и обычаи греков, что современникам представлялось резко отрицательным.
Повторяется вечная история. История любви с первого взгляда, которой герои сопротивляются изо всех сил, но все же отступают перед ее силой. История любви и измены. В фильме нет дидактики, осуждения или даже оценки действий героев. Создатели фильма не ставили себе такой цели. Все это проскальзывает мимолетно и ненавязчиво, мироощущением самих героев.
Алмаши: "Боюсь, Мэдокс знает про нас. Он постоянно упоминает Анну Каренину."
Алмаши: "Когда ты была счастливей всего?" Кэтрин: "Сейчас." - "А несчастнее всего?"-"Сейчас."
Любовь порождает предательство. Измену не только песочному братству, сформировавшемуся среди европейцев в пустыне, но и стране. Но эта оценка тускнеет перед теми испытаниями, которые выпадают на долю героев, перед вечностью и одиночеством, вечным ее спутником. Несмотря на то, что герои все время общаются, и это касается практически всех персонажей фильма, они закованы каждый в скорлупу своих потерь. Герои все время пересекаются между собой, но эти встречи почти случайны, эпизодичны, прерывисты, тут еще и война, которая обостряет обособленность каждого человека. Всё, что происходит, кажется не до конца настоящим, кроме любви. Поэтому и видится она на фоне смерти и страдания столь глубокой и сильной, что пришедший мстить за свои страдания (а он был подвергнут пыткам) и гибель людей герой Уиллема Дафо находит в себе силы для прощения.
Все действие фильма происходит на фоне воспоминаний двух человек, которых судьба случайно столкнула - умирающего английского пациента (Ральф Файнс) и ухаживающей за ним медсестры (Жюльет Бинош). Игра обоих замечательна.
Фильм получил 9 статуэток Оскара, и в общем, за дело.
|