Вот специально зарегистрировался, чтоб поговорить с Вами. Так значит, говорите Вы, безальтернативным смыслом жизни является совершенствование всего?
===================================
Владимир:
// Так значит, говорите Вы, безальтернативным смыслом жизни является совершенствование всего? //
Здравствуйте, я рад Вашему появлению на форуме.
И не просто "жизни", а всего существования, и именно - для всего существующего.
Абдулла:
Разве "существовать" не значит "жить"?
Говорят "предмет существует". Но может здесь кроется ошибка? Если взять физическую вселенную без жизни, то можно ли говорить о существовании? Разве существование не есть суть жизни, то есть - эволюции?
Ведь сама по себе материя не может совершенствоваться (жить/развиваться). Совершенствует материю жизнь. Сперва неосознанно, потом всё сознательнее.
=====================================
Владимир:
Думаю, что и в терминологических неопределенностях кроятся причины настоящих проблем в человеческом знании.
Наиболее распространенными являются следующие определения термина "жизнь":
ЖИЗНЬ (2.3 Кб)
Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля
ЖИЗНЬ ЖИЗНЬ ж. жись, жизть, простонародное живот; житие, бытие; состояние особи, существование отдельной личности. В обширном. смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи, и в этом знач.
жизнь (0.7 Кб)
Русско-английский словарь Чернова
жизнь ж life // общественная жизнь public life; образ жизни way/mode of life ? борьба не на жизнь, а на смерть a fight to the finish; вопрос жизни и смерти a matter of survival (life and death); продолжительность жизни а) (статистическое...
ЖИЗНЬ (3.7 Кб)
Философский словарь
ЖИЗНЬ - то, чем мир организмов (т. е. растения, животные, человек) отличается от всей остальной действительности, как уже с древнейших времен считали люди, наглядно, чувственно постигая суть жизни. Таков главный смысл этого слова, из...
жизнь (0.4 Кб)
Российский энциклопедический словарь
жизнь, форма бытия органического мира. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью...
Жизнь (0.3 Кб)
Энциклопедический словарь медицинских терминов
Жизнь (vita) - "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по...
Т.е. получается, что даже в общественном сознании "существование" (например - неорганическое)имеет гораздо более широкое значение чем "жизнь". Ну а если рассматривать вообще все существующее, то тут использование термина "жизнь" еще более проблематично.
Говоря о существовании я имею в виду все существующее (без исключений). А термин "жизнь" я применяю в кавычках указывая на некоторую неопределенность (некорректность) его использования.
Абдулла:
А какой смысл в том, чтобы говорить "обо всём существующем без исключения" в контексте совершенствования? Ведь если монистично брать всё существующее в комплексе, то существует так же всякая деградация, несовершенство, болезни и всё такое.
Творческое (совершенствующее) мышление должно содержать некую дуальность отношения ко всему. Должно быть представление о добре и зле. У Вас добро это совершенствование, зло - обратное. Я лично такое представление о добре и зле считаю неполным. Но это отдельный вопрос. И, наверное, основной.
Владимир:
Думаю, что все сущее (существующее) должно быть представлено всей полнотой качеств и состояний. Это означает, что наряду с физическим есть и иное (например - "духовное"), наряду с проявленным - не проявленное, наряду с временным - вечное. И применение термина совершенствование в качестве смысла существования (автоматически) включает и смысл "жизни".
Абдулла:
А что оно (применение термина "совершенствование") ещё включает? Разве жизнь (эволюция) не есть совершенствование? Или есть ещё какое-то совершенствование безотносительно жизни/эволюции?
Владимир:
Термин "материя" для меня еще более неопределенен, вменяемого внятного определения ему я не встречал, адекватных примеров "материи" не представляю, да и вообще это понятие никак не вписывается в систему моих представлений.
В "лучшем" случае я под "материей" могу условно понимать (наиболее грубые) взаимодействия субъекта с его окружением (и не более того). Соответственно у меня иные представления о сущем и механизме его "разворачивания", в которых "материи" просто нет места.
Абдулла:
Материя - это материал. Материал для сущего созидания (промысла) духа (бога). Процесс же работы духа над материей и есть жизнь (совершенствование, эволюционирование).
====================================
Владимир:
// А какой смысл в том, чтобы говорить "обо всём существующем без исключения" в контексте совершенствования? Ведь если монистично брать всё существующее в комплексе, то существует так же всякая деградация, несовершенство, болезни и всё такое. //
Именно в том, что все действительно существующее совершенствуется и не может не совершенствоваться в перспективе.
Абдулла:
Почему это "и не может не совершенствоваться в перспективе"? В перспективе может быть полный хаос, гибель, возобладание энтропии. Совершенствование не есть гарантированный процесс. Сущий - но не гарантированный.
Потому я и против абсолютного монизма в отношении к миру. Совершенный монизм приводит к детерминизму и к однозначному оптимизму. Но если "и не может не совершенствоваться в перспективе" - тогда и нет никакой сущей проблемы. Не о чём печься, ломать голову, переживать и стремиться. Всё образуется само собой, по железной необходимости.
Чтобы был смысл жизни, совершенствования - надо чтобы будущее было вечно под вопросом. Перспектива всегда дуальна: спасение - гибель, успех - неуспех, победа - поражение, выживание - вымирание.
Владимир:
Надо понимать, что само появление человека (как более совершенного по сравнению с минеральным, растительным и животным) и является результатом совершенствования всего "предыдущего". И человек, появившийся "на гребне" совершенствования предыдущего также должен совершенствоваться и именно с использованием своего самого совершенного инструмента - разума - полноценно сознательно и ответственно.
Все сущее представлено всей полнотой качеств, поэтому заявлять, что оно исключительно "монистично" неправомочно. Каждая часть сущего организуется на своих принципах, и все части образуют сложный комплекс, представленный всей полнотой качеств и характеристик.
Абдулла:
Ясно, что "...само появление человека (как более совершенного по сравнению с минеральным, растительным и животным) и является результатом совершенствования всего "предыдущего"...". Но "ясно" можно взять в кавычки. И вот почему! Что является критерием совершенства? Интуитивно "ясно", что человек совершеннее "по сравнению с минеральным, растительным и животным". Но как это сформулировать логически? Само "совершенствование" не может быть здесь мерилом, ибо именно его мы и определяем. Стало быть нужен другой критерий. И таким критерием предлагаю понятие "жизнеспособности" в самом глобальном смысле слова. А именно - в смысле прибавления могущества в плане противостояния шансам вселенской гибели (возвращения всей вселенской эволюции к хаосу). То есть - минеральное, растительное, животное существования не могли противостоять гибели вселенской эволюции. Поэтому появляется существо разумное и творческое, и продолжает совершенствоваться. То есть - совершенствование есть ничто иное, как прибавление жизнеспособности, посильное служение шансам вселенского спасения против шансов гибели.
Как видите у меня совершенствование определяется чем-то более сущим. А именно - спасением/выживанием/эволюцией. Тем самым оно есть ещё не высшее, не само Сущее. Очень близкое к сущему, но ещё не совсем оно само.
Если Вы с этим пониманием критерия совершенствования не согласны - тогда выдвигайте Ваше определение. Почему человек совершеннее минерала, растения и животного?
Владимир:
// Творческое (совершенствующее) мышление должно содержать некую дуальность отношения ко всему. Должно быть представление о добре и зле. У Вас добро это совершенствование, зло - обратное. Я лично такое представление о добре и зле считаю неполным. Но это отдельный вопрос. И, наверное, основной. //
Я не сторонник "дуальности" в мышлении, мне ближе представление сущего в виде некого целостного системного с плавно "перетекающими" состояниями и характеристиками.
Преимущество представления "добра и зла" в качестве совершенствования и деградации в его однозначности и возможности выбора в качестве критерия оценки. Все остальные варианты - неоднозначны и неопределенны.
Абдулла:
О чём и речь! Дело именно в "возможности выбора в качестве критерия оценки". Вы полагаете, что мотивация "совершенствование" само по себе достаточно для выбора в качестве критерия универсальной оценки всего?
Владимир:
// А что оно (применение термина "совершенствование") ещё включает? Разве жизнь (эволюция) не есть совершенствование? Или есть ещё какое-то совершенствование безотносительно жизни/эволюции? //
"Жить" - можно и не совершенствуясь, а деградируя (на данном отрезке существования), что мы вполне отчетливо наблюдаем на ее российском примере (особенно в последнее время). И совсем не факт, что такая деградация не приведет к самому исчезновению и России, и российского народа.
Конечно, в перспективе когда-то в "другом" народе соответствующие человеческие реализации смогут вернуться к совершенствованию, и "суммарное" совершенствование продолжится, но это не снимает ответственности с людей, не оказавшихся способными на полноценную сознательность и ответственность, что и привело к упущенным возможностям в совершенствовании в текущей реализации. А чем глубже произойдет деградация, тем тяжелее придется (сначала) возвращаться на потерянный уровень и (в дальнейшем) подниматься выше.
У нас есть сложности с используемыми терминами. "Жизнь" не представляет всего существования, а "эволюция" предполагает и инволюцию, в которой также осуществляется совершенствование.
Абдулла:
Нет никаких сложностей. Просто под "жить" я подразумеваю не бытовое значение слова "как-то прожить свой век". Я под этим понимаю /жизнь вечную/. То есть - вечное эволюционирование. И ни русский, никакой иной народ не может жить вечно. Все народы прейдут, прейдёт сам род человеческий. Я говорю о жизни мира вообще. И всякий народ посильно служит этой жизни вообще, так же как и индивид, прежде минералы, растения и животные. Вы говорите все служат совершенствованию, это понятно. Но противоречия нет. Просто я говорю, что понятие "совершенствование" без применения "выживания/спасения/самосохранения" не может быть понято как критерий оценивания. Так же и наоборот. Ни о каком мировом спасении без совершенствования речи быть не может. Вопрос тут в иерархии понятий и представлений. Я говорю, что совершенствование есть путь к выживанию (в смысле продвижения к всё большим шансам мирового спасения). Только в этом порядке, а не наоборот. Что скажете?
Владимир:
// Материя - это материал. Материал для сущего созидания (промысла) духа (бога). Процесс же работы духа над материей и есть жизнь (совершенствование, эволюционирование). //
Если Вы предлагаете указанное в качестве определения термина "материя" и представления механизма "разворачивания" сущего, то я могу его рассмотреть предметно конкретно.
Пока же ограничусь только общими замечаниями:
- переопределение "материи" "материалом" ничего в представлении стоящих за ними частей сущего не дает. Есть понятия "материал на пальто" и есть "человеческий материал" при существенном различии того, что под этим понимается.
Абдулла:
Что фактически под чем понимается - это не может быть аргументом в философском обсуждении. Ибо наличное массовое понимание всегда несовершенно. Несовершенно всегда так же всякое индивидуальное понимание (Ваше, моё и всякого другого). Вопрос тут в том, что мыслители по определению те, кто стремится к всё более совершенному пониманию, те, кто не смотрит на готовые представления, но в авангарде мысли.
Иными словами - апелляция к существующим понятиям есть упущение из виду именно того идеала совершенствования, о котором мы говорим.
Говоря "материя - это материал" - я не даю какого-то научного, позитивного определения. Это определение духовное, определение того волевого отношения ко всей вселенской материи, котороё человечеству в целом ещё усваивать и усваивать. Такого (созидающе/совершенствующего, божественного) отношения ко всей вселенной, такого творческого понимания вселенского материала в наличии массового сознания мира ещё нет. Ещё только исторические единицы умеют /так/ мыслить мироздание, например - Николай Бердяев.
Владимир:
- для ссылки на "духа" ("бога") необходимо предварительно определить соответствующее представление (дать определение).
- какой конкретно уровень организации сущего Вы считаете исключительно "материальным"? Ведь Вы сами указываете на некую "божественную" организацию, которая не является "материальной"? К какой (конкретно) Вы отнесете человеческую организацию - однозначно к материальной? Разве человек представлен только "материальным наполнением"? А далее идут организации физического тела, органов, клеток, молекул, атомов и пр. Так какую из указанных организаций Вы относите исключительно к "материальной"?
Абдулла:
Под "богом" я понимаю с одной стороны эволюцию (совершенствование), с другой стороны, инстинкт самосохранения (бог-дух), с третьей стороны идеального субъекта/творца мира (того, кто спасение/творение/совершенствование мира ставит своей прямой сущей целью). Думаю, что Христос достиг такого уровня чистоты воли (инстинкта), и что дальнейшее совершенствование самосознания мировой воли есть восхождение всех к этой божественности воли (инстинкта самосохранения).
На счёт исключительно материальной организации - не понял. Нет никакой исключительно материальной организации. Так же как исключительно нематериальной. Под "божественной" организацией я подразумеваю именно что совершенствование всего в комплексе. И совершенствование самосознания духа, и работу духа над вселенской материей. Тут невозможно отделить одно от другого. Сперва дух (инстинкт) в каждом осуществляет совершенствование (эволюцию) мира неосознанно (через борьбу, отбор и приспособление). Потом, постепенно дух/инстинкт прозревает от неведения, начинается творческое мышление, отношение и всё такое. И тут могут быть революции. Маленькие и большие. Значительные, не очень. Все великие открытия во всех сферах и есть эти революции в самосовершенствовании само-и-миросознания мирового духа. Величайшим открытием в самосознании духа считаю Христа. Ничего важнее в человеческой истории не было и не будет. Но Христа, как откровения мирового духа (инстинкта мирового самосохранения), нужно всемирно ещё постигать и постигать. Вплоть до соборного перехода (совершенствования) человечества в богочеловечество. В тех, кто выживает (спасается) уже исключительно вселенски, а не индивидуально-генетически, кланово, национально - обособленно.
Владимир:
Соответственно Ваше положение о "работе духа над материей" становится неопределенным - разве не все субъекты указанных организаций (от атома и ниже до человека и выше) соответствующим образом организуют нижестоящих субъектов в общей организации сущего? Или Вы произвольно хотите их разделить на "материальных" и "божественных"? Тогда - каким именно образом?
Абдулла:
Именно так. Все соответствующим образом организуют. И во всех подвигает к этому инстинкт выживания, который и есть дух. Никакого разделения нет. Просто поймите, что именно я подразумеваю под "божественной организацией". Всякая организация и есть работа духа над материей в любом рассмотрении. Просто в животных этот дух действовал ещё как совершенно слепой инстинкт самосохранения. При этом постоянный конфликт этой слепоты духа во всех приводил, миллиарды лет, к эволюции/совершенствованию через борьбу и приспособление. Суть в том, что это самое совершенствование мира не осознавалось и всё ещё не осознаётся всем человечеством как суть всего творящегося. Животные ни о каком совершенствовании мира не думали, хотя именно этим и занимались. Человек всё ещё руководим мировым духом, который есть инстинкт самосохранения, как животное - слепо. Безотносительно зрячего смысла всего вечно творящегося по сути. Это и есть проблема духовности (инстинктивности), самосознания воли (бога). Человек именно что не ведает, что творит. В этом весь грех (несовершенство духа).
Так что речь не о том, чтобы отделить что-то от чего-то. А о том, чтобы просветляться духом (инстинктом) и учить этому всех остальных.
Владимир:
Думаю, что здесь есть и все тот же вопрос терминологии. Вот под "богом" Вы конкретно кого (что) понимаете?
Абдулла:
Бог есть дух, который есть инстинкт жизни. Во всех и всегда действует именно он. Именно он организует/совершенствует вселенную на всех этапах своего промысла.
Познавший суть этого мирового духа есть бог-субъект, или бог-сын (богочеловек). Курс именно к тому, чтобы не осталось ни одного недобогочеловека (через всемирное просветление бога-духа-инстинкта в каждом).
=================================
Владимир:
Вот в чем и различаются наши представления "бога" (первоосновы). Вы его персонализируете, сводите к одной немотивированной функции, и не можете указать ни мотивации, ни механизма соответствующей деятельности (как и возможного ее результата).
А у меня все предельно предметно и конкретно, целесообразно и целенаправленно, заинтересованно и мотивированно с ясным предсталением механизма и самого смысла.
Будете опровергать, будем сравнивать?
Абдулла:
Я ничего не опровергаю и не сравниваю. Я общаюсь. И с Вами /хотелось бы/ пообщаться, пообсуждать вопросы. Но что это, позвольте спросить, за детсад? Что значит "А у меня все предельно предметно и конкретно, целесообразно и целенаправленно, заинтересованно и мотивированно с ясным представлением механизма и самого смысла"? Это что, с Вашей стороны, самоирония такая?
Никто сам не решает, насколько у него все предметно, конкретно и ясно. Это решает собеседник в процессе дискуссии.
Может Вы просто хотели эдак подзадорить, мол, поборемся, кто кого... Но я не борюсь ни с кем, не спорю, не соревнуюсь. Я общаюсь только от чисто творческого вдохновения. Никаких иных мотиваций не признаю.
=====================================
Владимир:
Отвечу прямо. Я участвую в форумах не от (для) творческого вдохновения.
Абдулла:
Если не творческое вдохновение побуждает Вас участвовать, то какое? Дух соперничества?
Владимир:
Мне интересны философские вопросы о сущем, применительно к которым у меня есть свои представления, которыми бы я хотел поделиться и ознакомиться с альтернативными.
Абдулла:
А у меня нет альтернативного, своего представления о сущем. Совершенствование и есть суть всего. Да только вот что есть совершенство - у Вас, говорю я, неполное (неясное) представление. А Вы говорите, нет, у Вас всё предельно ясно и предметно. Что же мне Вам объяснять, если Вы наперёд решили, что все у Вас и так ясно?
Чтоб был разговор, обсуждение - нужно воздерживаться от заявлений типа: "А у меня все предельно предметно и конкретно, целесообразно и целенаправленно, заинтересованно и мотивированно с ясным представлением механизма и самого смысла". Возьмите обратно это самовоспевание и займёмся делом...
Владимир:
И целью моей является именно выход на более адекватное представление сущего, что невозможно без соответствующего сравнения точек зрения.
Абдулла:
Нечего сравнивать. Я же говорю, всё верно, сутью всего творящегося является именно что совершенствование (эволюция, бог, миротворение). А вот что именно есть совершенствование - это, говорю я, у Вас неясно. Теперь допустите, что так и есть, что возможно у Вас не всё предельно ясно - и приступим к выяснению.
Владимир:
И это - не самоцель, а в качестве средства для изменения мира в лучшую сторону.
Абдулла:
Что не самоцель? "Выход на более адекватное представление сущего"? Который невозможен "без соответствующего сравнения точек зрения"? Но что нам сравнивать, если точки зрения по сути тожественны?
Для выхода на всё более адекватное представления о сущем вовсе не обязательно сравнение точек зрения. Ибо точки зрения могут совершенно совпадать, при этом один может сколь угодно совершеннее видеть, нежели стоящий рядом. Так вот я говорю, что мы с одной и той же точки зрения смотрим на суть всего. Вопрос лишь в том, кто из нас совершенней видит. Если Вы заранее говорите, что видите совершеннее именно Вы - тогда нам не о чём говорить. Поэтому не говорите больше ничего типа "у меня всё ясно".
И так - что значит "изменение мира в лучшую сторону" (совершенствование мира)? Мой вариант ответа Вы, надеюсь, запомнили?
Владимир:
Поэтому вполне естественно, что за многолетнюю подобную практику я уже несколько "закостенел" в подобном подходе и подчас искусственно "подстегиваю" рассмотрение принципиальных вопросов (на что Вы, видимо, и обратили внимание).